Московский театр кукол (МТК), старейший театр кукол столицы, провел очередной незабываемый фестиваль.

Каждые два года театр под руководством Бориса Голдовского удивляет взыскательную публику. Несколько лет назад был проведен фестиваль новых технологий «Гефест», затем – «Достоевский_фест». В этом году Московский фестиваль театров кукол «Чехонте_фест» посвятили классику русской литературы Антону Павловичу Чехову. На трех сценах Московского театра кукол зрители увидели 11 спектаклей театров из Белгорода, Брянска, Москвы, Мытищ, Пензы, Рязани, Санкт-Петербурга, Сергиева-Посада, Ставрополя и Ханты-Мансийска.

«Чехонте_фест» собрал  самые значимые постановки по произведениям классика, что дало возможность взглянуть на творчество Чехова совершенно по-новому – через искусство играющих кукол. И пусть среди заявленных спектаклей были три «Каштанки», два «Вишневых сада», несколько «Медведей», «Предложения» – это были совершенно непохожие концепции, куклы, игра актеров.

Открылся  фестиваль премьерой организаторов – спектаклем «Каштанка», поставленным к юбилею создания рассказа. Впервые текст вышел 135 лет назад в газете «Новое время» под заглавием «В ученом сообществе». Такое же название было и у другой постановки – с роботами Научно-технологического театра. И здесь Каштанка маленькая, чёрная и то ли железная, то ли из пластика в отличие от огромной, несколько метров в длину, занявшей большую часть сцены собачки из премьерного спектакля. Направленность на новейшие технологии в мире театра кукол стала особенностью фестиваля. Герои Чехова часто фантазировали о далеком будущем – спектакли с роботами, арт-конструкциями и оригинальными изобретениями мастеров-кукольников представили это возможное будущее на основе чеховских произведений.

Помимо спектаклей, на фестивале была обширная клубная программа для профессионалов и зрителей. В фойе театра демонстрировалась выставка кукол из спектаклей по произведениям Чехова и авторских художественных кукол по мотивам произведений писателя.

Елена Евстропова, главный режиссёр Ханты-Мансийского театра кукол поставила «Чехов. Рассказы»: «Спектакль возник независимо, мы не знали что будет этот фестиваль. Наш главный художник театра давно говорила: «Давай, давай Чехова!»  Я согласилась не сразу, наверное, была не готова. Во-первых, ответственность, во-вторых, мне надо было что-то  особенное, чтобы завело. Посмотрела этот миллион рассказов всех периодов его жизни – и вот сложилось. «Шуточка» – это ранний рассказ,  он удивительный, он светлый. И вот, наверное, всё  с него и началось у нас тогда, с «Шуточки» этой. Потом пошло – «Попрыгунья». Я хохотала, когда читала «Записки вспыльчивого человека», думала – ну это надо делать!  И последний, «Чёрный монах», которого мы, к сожалению, не привезли – заболел один из актеров.

Знаете, у меня с Чеховым уже третий роман в моей жизни. И всегда начиналось одинаково – я от него убегала, он меня догонял, хотя, конечно, ему все равно. Теперь я вошла во вкус, но надо немного переждать, прежде чем ставить еще что-либо. Удивительно, как раскрывается Чехов. Он как бы не ярких цветов, он как шкатулочка. То есть  на первый взгляд он не видим, но очень тактичен. А потом такие тебе подарки дарит».

Текст и фото Татьяны Диваковой