26 и 27 декабря Новый Театр под руководством Эдуарда Боякова представит премьерный спектакль этого года —  «Скупой» по комедии Ж.-Б. Мольера в литературной обработке Леонида Якубовича. Режиссером постановки является народный артист России Валентин Клементьев, а исполнителем главной роли народный артист РФ Леонид Якубович.

Эдуард Бояков, художественный руководитель Нового Театра:

Мы выстраиваем стандарты для нашего театра, создавая не просто отдельные проекты, а продуманно формируя репертуар. Каждый спектакль не случаен и вписан в многоцветную палитру, которую мы представляем зрителям. Это и «Гримёр», и «Государев венец», и «Скупой», и «Лавр».

Новый Театр, как репертуарный театр, немыслим без гастрольной жизни. Сочи является курортом федерального значения, где культурная программа достаточно насыщенна и богата. Ежегодно театры представляют свои лучшие постановки, и публика здесь очень взыскательна. Поэтому, конечно, мы с волнением и нетерпением ждем премьеры спектакля «Скупой» в этом городе, но надеемся, что жители и гости курорта смогут оценить наш спектакль по достоинству».

Леонид Якубович выступил в этой постановке не только как исполнитель главной роли, но и как драматург: им написаны оригинальные монологи Гарпагона, которые придают хрестоматийному образу законченного скупца и эгоцентрика неожиданный объем и парадоксальную глубину. Такое соавторство рифмуется с первой постановкой «Скупого» в театре Пале-Рояль в Париже, где Гарпагона сыграл сам Мольер.

Эдуард Бояков:

Постановка комедии Мольера – наша попытка взаимодействия с классической эстетикой, с парадигмой классики, классическим стилем. Мы предъявляем зрителям интерпретацию, не отменяющую первый смысловой план оригинала. То, как Валентин Клементьев и Леонид Якубович любят и знают классику – это поразительно. Клементьев прослужил во МХАТе 35 лет, вобрав в себя всю МХАТовскую традицию этого периода. Якубович поражает своими подробными рассказами о спектаклях Завадского, Плучека, Эфроса… Когда читаешь его стихи, когда видишь его кабинет, его личное пространство, закрытое от внешнего мира, понимаешь, что это и есть классика. Это спектакль про конфронтацию поколений. Но если у Мольера она непримирима, в прочтении Клементьева и Якубовича она не так категорична.

Пьеса

Жан-Батист Мольер написал «Скупого» в 1669 году в возрасте 47 лет, будучи зрелым и очень известным драматургом. На протяжении последующих веков пьеса была достаточно востребована – она переведена на множество языков, неоднократно поставлена на мировых театральных сценах, экранизирована. Вряд ли можно найти крупного литератора, который бы так или иначе не выразил своего отношения к мольеровскому тексту. Гете считал «Скупого» произведением «не только великим, но и высоком смысле трагическим». А вот А.С. Пушкин, сравнивая Мольера с Шекспиром, напротив, не находил в образе главного героя глубины: «У Мольера скупой скуп и только». Но именно под влиянием Мольера Пушкин создал свой вариант сюжета о скряге – маленькую трагедию «Скупой рыцарь».

Валентин Клементьев:

Мы имеем дело с уникальным материалом. Леонид Якубович, исполнитель главной роли – соавтор текста. Для меня как для режиссера это и помощь, и вызов. Потому что работа с автором – дополнительное напряжение. Общий тонус работы крайне высок. Работается с Якубовичем замечательно и сложно. Он опытнейший профессионал с мгновенной реакцией. Скорость, с которой обрабатывает информацию, требует от режиссера такой же скорости и степени включения. Почему мы сегодня обращаемся к материалу, которому почти 400 лет? В тексте великого драматурга мы находим сигналы, которые зритель воспринимает и проецирует на себя. Великие тексты не стареют.  Здесь – вечный конфликт отцов и детей. В первоисточнике речь идет о Франции, содержатся отсылки к определенному социальному фону и эпохе. Наша задача — перевести это в нашу реальность, чтобы зритель задумался о своих проблемах.

Спектакль

Молодость всегда права. Тем более, когда юноша влюблен в девушку, а она отвечает ему взаимностью. А другая девушка влюблена в другого юношу – и тоже взаимно. Однако для достижения счастья есть серьезное препятствие: Гарпагон, отец Клеанта и Элизы. Он держит в «черном теле» сына и дочь, провоцируя их на ответную ненависть. Его желание жениться на молодой женщине, в которую влюблен сын, выдать дочь за богатого старика вопреки ее желанию, никого не кормить, никому не помогать, воровать овес у собственных лошадей – и смешно, и страшновато. Впрочем, так ли уж патологична его жадность? И любовь к деньгам, и желание старика продлить молодость, и ростовщичество – все это сегодня вполне укладывается в норму. Пусть даже непривлекательную. Имя Гарпагон дано герою не случайно: даже в русском варианте легко угадывается его происхождение от слова «гарпун». Гарпагон загребает все, что удается подцепить. Однако в версии Нового Театра герой не столь однозначен – при всей своей скаредности, он настоящий интеллектуал и философ. И оставаясь наедине с собой, он рефлексирует, рассуждает, сомневается, вызывая сопереживание.

Мир Гарпагона, каким его выстраивает сценограф Александр Цветной – стилизованная библиотека, настоящая обитель мыслителя, забитая фолиантами и прочими атрибутами кабинета европейского ученого. Здесь обитает человек, способный цитировать Теофраста, Менандра и даже Будду. Костюмы Виктории Севрюковой не преследуют строгой историчности. И все-таки Франция XVII-го века читается ясно: классичность и европейскость присущи всем образам комедии.

Леонид Якубович:

Для меня было полной неожиданностью: первое, что меня пригласили, второе – выбор этой пьесы. Мы приняли решение литературно обработать материал: где-то сделать текст смешнее, что-то изменить. Но главное – пересмотреть философию этой истории. Я написал пять монологов, кардинально меняющих представление о главном действующем лице, за которым стоит драма человека, пришедшего к такому финалу… Лично для меня это экзамен. Потому что каждый раз надо доказывать свою первосортность и право быть на сцене.

 Премьера спектакля «Скупой» состоялась 13 июня 2023 года в Москве.

Текст и фото пресс-службы Нового Театра