14 сентября 2023 года Новый Театр (Мясницкая ул., дом 7 стр.2) представит премьеру спектакля «У премьер-министра мало друзей.1911». Пьесу Святослава Рыбаса поставил режиссёр Эдуард Бояков. В роли Петра Столыпина – Эдуард Флёров. Спектакль станет первой премьерой второго сезона Нового Театра и четвёртой премьерой с момента создания театра в сентябре прошлого года. 

Эдуард Бояков, худрук Нового Театра, режиссер спектакля:

«Появление новых названий в репертуаре Нового Театра каждый раз не случайно. Начав с русской классики, с Николая Лескова, по мотивам прозы которого был поставлен «Лубянский гример» (мы сыграли его 140 раз за прошлый сезон и будем играть в новом сезоне), работая с современной литературой (в октябре сыграем премьеру «Лавра» по великому роману Евгения Водолазкина), с европейской классикой (в июне состоялась премьера комедии Мольера «Скупой» с Леонидом Якубовичем в главной роли), мы также выпустили необычный по форме спектакль «Государев венец» — о семье царственных страстотерпцев. Всё это – грани нашего целостного высказывания, наш ответ на вопрос, каким должен быть современный русский репертуарный театр».
Спектакль «У премьер-министра мало друзей. 1911» — продолжение не только исторической линии, но и других векторов художественной программы Нового Театра. Осмысливая краеугольные точки отечественной истории, мы ищем Героя – личность, в которой аккумулируются лучшие черты людей прошлого и настоящего. В центре постановки – Петр Столыпин, представитель древнего аристократического рода, среди предков которого были поэт Михаил Лермонтов и полководец Александр Суворов. Ему суждено было стать последним великим управленцем Российской империи на посту председателя совета министров. О жизни этого неординарного человека, отца шестерых детей, фигуры сложной и неоднозначной, написана книга крупного историка Святослава Рыбаса, вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей» и его же пьеса «У премьер-министра мало друзей», которая легла в основу одноименного спектакля.

Название спектакля отражает печальный факт: у Столыпина было не просто мало друзей – у него было много врагов. Его критиковали «слева» и «справа» консерваторы и либералы, демократы и реакционеры. Он, на самом деле, был фигурой противоречивой – так, к примеру, однажды, внеся в повестку Совета министров вопрос об отмене черты оседлости, сам проголосовал против. Он метался между семейным очагом и кабинетом премьер-министра, между желанием быть счастливым  мужем и необходимостью быть общественным деятелем. Его совесть входила в противоречие с долгом, ему, родовитому дворянину отказывал в поддержке русский император Николай II, считая его реформы слишком радикальными, а застрелил его – анархист-еврей Богров, бывший агент охранки, увидев в нём вдохновителя политической реакции.

Эдуард Бояков:

«Столыпин был по-настоящему русским человеком, чувствующим и понимающим свой народ. И именно этот мотив определял суть его реформ, которые так и не были реализованы. Аналогия с сегодняшнем днём слишком очевидна: политикообразующие элиты России накануне Первой мировой войны буквально раздирали страну. Здесь были и западные банкиры, и ориентированные на Запад предприниматели, и старообрядцы, имевшие, как оказалось, значительный ресурс во влиянии на народные массы. То, как уже после убийства Столыпина русская аристократия предала Николая Второго, весьма показательно. Нам было очень важно донести до зрителя исторические реалии, которые позволяют осмыслить происходящие сегодня события. Но не менее важно показать личность героя – его психологию, переживания, отношения в семье, его боль и понимание крестного пути, на котором на главного героя было совершено 11 покушений, и его дочь пострадала в одном из них».

Спектакль, построенный на документальном материале, тем не менее не является публицистикой. Это художественное высказывание, в котором огромную роль играет сценографическое решение Алисы Меликовой и исторические костюмы, выполненные Еленой Ярочкиной. Меликова интегрировала документальные кадры хроники и фото в метафорическое, поэтическое пространство, дающее прочувствовать атмосферу эпохи и эмоциональное состояние персонажей.  Работая в жанре документально-художественного театра, авторы спектакля стремятся следовать лучшим традициям документального кинематографа.

Главную роль в спектакле играет известный артист театра и кино Эдуард Флёров, который задолго до участия в этой постановке, заинтересовался личностью Столыпина и изучал его биографию.

Эдуард Флёров:

«Мне всегда импонировала личность Петра Аркадьевича, его отношение к жизни, к жене, к семье, его православная сущность. Поэтому мне очень близок этот человек. Он никогда не преследовал никакой личной выгоды. Был настоящим бессребреником, пассионарием, абсолютно преданным своему делу, служению государю, стране. Я, к сожалению, не такой волевой человек, не так силен духом, как Петр Аркадьевич, но по возможности старался передать эти его качества. Сегодня абсолютно своевременно поставить вопрос о политической реабилитации Петра Столыпина. В наши дни не просто стоит вернуться к его реформаторским предложениям, а следует их тщательно и глубоко изучать. В его наследии много идей, которые он продвигал, пытался внедрить. Они заслуживают того, чтобы воплотить их в жизнь. Было бы здорово, если бы наш спектакль прозвучал ещё одним голосом, привлекающим внимание к этой выдающейся исторической фигуре, чьи идеи нисколько не утратили своей актуальности».

Премьера состоится 14 сентября. Дата выбрана не случайно: именно 14-го (1-го по старому стилю) сентября 1911 года в Киевском оперном театре в антракте спектакля «Сказка о царе Салтане» террорист Богров застрелил Петра Аркадьевича Столыпина на глазах у императора.

Текст Дмитрия Архипова