29 марта 2023 г. по инициативе и организационной поддержке АНО «Славься Отечество!» в Белом зале Союза журналистов Москвы состоялся первый телемост «Мировые культуры: история, идентичность, многообразие».

Преодолев неожиданно возникшие технические трудности, участники телемоста обсудили проблемы взаимодействия культур в современном сложном мире политического противостояния государств и цивилизаций, положив доброе начало будущему диалогу, который несомненно поможет преодолеть нынешнее ожесточение мягкой силой культурного обмена и человеческого общения.

Высокая культура сближает людей, народы, государства и цивилизации, обогащая всех участников взаимодействия культурным многообразием, делая его их общим достоянием.

Разобщает же культурное невежество, самодовольство и примитивно понимаемый национализм, замешанный на чувстве мнимого этнического, расового, культурного и иного превосходства над другой стороной диалога.

Участниками мероприятия стали:

в Женеве: Высокопреосвященнейший Михаил (Донсков), архиепископ Русской Православной Церкви за границей; член правления АНО «Славься, Отечество!» Татьяна Дивакова и др.

Член правления АНО «Славься, Отечество!» Татьяна Дивакова в Женеве вручила архиепископу Михаилу (Донскову) икону «Держава».

в Москве: председатель правления АНО «Славься, Отечество!» Н.А.Кузнецов; доктор философии, к.э.н. Д.А. Сурмило; В.В. Сергеев (Союз журналистов Москвы); политолог, к.полит.н. Е.О. Иванов; настоятель Храма Симеона Столпника на Поварской, член Патриаршей комиссии  по физической культуре и спорту священник Даниил Зубов; религиовед В.И. Немыченков и др.

Пользуясь случаем, собравшиеся тепло поздравили владыку Михаила с его 80-летием: пожелали ему долгих лет жизни и помощи Божией в трудах на благо Церкви.

Участники телемоста выступили с докладами по теме взаимодействия мировых культур.

В.И. Немыченков представил доклад «Угрозы существованию и развитию традиционной этнокультуры», тезисы которого приводятся ниже.

«Всякая этнокультура (или национальная культура) хранит в себе так называемые большие смыслы, то есть те смысложизненные ценности, которые обуславливают формы жизни общественного организма. Коротко говоря, большие смыслы определяют, ради чего человеку стоит жить и за что стоит умирать.

Перед каждым человеком и народом в целом стоит метафизическая задача осмысления себя и своего места в мире, постижения цели своего бытия в нем, то есть задача познания истины и приобщения к ней. У всех исторических народов эту задачу выполняла религия. Сохраняемые в традиционной религии истина и способ приобщения к ней в нерелигиозной сфере образуют культурные смыслы и ценности. Поэтому культуру можно также определить как совокупность средств и способов познания, выражения и передачи истины следующим поколениям, а также совокупность способов освоения окружающего мира в соответствии с целями, указанными познанной истиной.

Осознание связи культуры и религии привело к появлению признанного международным правом понятия «культурообразующая религия». Таковыми, в частности, являются мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Значение религии и основывающихся на ней традиционных ценностей для культуры и выживания любой нации очевидно для многих как отечественных, так и западных мыслителей.

Для сохранения культурной идентичности этноса представляют опасность следующие факторы.

1. Упадок роли и значения культурообразующей религии в обществе:

а) снижение общей религиозности населения, т.е. его обмирщение;

б) ослабление религиозно обусловленных норм личной и общественной морали;

в) легальное (открытое) отступление от традиционных религиозных норм (например, религиозное одобрение однополых связей и однополых союзов, осуждаемых, запрещенных и наказуемых в авраамических религиях – иудаизме, христианстве, исламе);

г) легализация (в общественной морали и юридическая) актов осквернения сакрального. Например, осквернение священных изображений, мест религиозного поклонения, почитаемых духовных персон, включая основателей религиозного культа, Самого Божества или божеств и т.п. (карикатуры на Св. Троицу, Иисуса Христа, пророка Мухаммеда во французском сатирическом журнале и др.).

2. Естественное угасание духовно-телесных сил несущего этноса, его вырождение, или (в терминологии теории этногенеза Льва Гумилева) упадок пассионарности его представителей. Этому сопутствует снижение уровня образцов культуры, ее угасание.

3. Массовая инокультурная и иноэтничная миграция, которая телесно-физически и культурно размывает основной этнос. В настоящее время в Европе и в России:

а) мигранты культурно не адаптируются в чужом для них обществе;

б) образуют культурно-территориальные замкнутые сообщества внутри принимающего общества;

в) имеют низкий культурный и образовательный уровень, вследствие чего не могут выступать полноценными носителями собственной культуры и вступать в культурное взаимодействие с принимающей стороной.

4. Искусственное агрессивное насаждение в обществе т.н. «массовой культуры», чуждой традиционной этнокультуре и подменяющей её смысложизненные ценности. Для России и большинства других стран такую опасность представляет т.н. «американская», или «западная» массовая культура, распространяемая через кинематограф, телевидение, интернет-сеть, компьютерные игры, поп-культуру, различные шоу и т.д. Массовая культура нивелирует все этнокультуры, ослабляет и уничтожает культурную идентичность этносов.

Если национальное государство заинтересовано в сохранении культурного суверенитета, оно должно предпринимать защитные меры против названных угроз.

1. Позитивно взаимодействовать с институтами и представителями культурообразующей религии:

– принимать в отношении них защитные меры от враждебных посягательств (например, в РФ «закон о защите чувств верующих»),

– прямо или косвенно финансировать развитие инфраструктуры (например, реставрация разрушенных и строительство новых храмов и монастырей),

– находить формы плодотворного сотрудничества государственных, общеобразовательных и иных институтов с институтами культурообразующей религии (например, военные капелланы в армии и на флоте) и т.д.

2. Ограничивать и разумно управлять инокультурной и иноэтничной миграцией.

3. Противодействовать распространению в обществе массовой культуры.

4. Принимать меры по защите государственного языка (например, в РФ недавно принят закон о защите русского языка).

Текст Владимира Немыченкова