К 100-летию Вахтанговского театра режиссёр Ася Князева выпускает документальный спектакль «С художника спросится» о Леопольде Антоновиче Сулержицком – учителе и духовном наставнике Е.Б. Вахтангова. Премьера спектакля приурочена к 105-летию со дня смерти Л.А. Сулержицкого – уникального человека и педагога.

«Если бы Сулер жил дольше, он стал бы, как мне кажется, третьим вождём Московского Художественного театра. Сознание невозможности творить и жить в искусстве без объединяющей коллектив идеи было главным наследием Сулера».

Вадим Шверубович, заслуженный деятель искусств РСФСР, театральный деятель, педагог.

«Ушёл наш учитель» – писал Евгений Богратионович Вахтангов своим ученикам в 1916 году. Своим учителем Сулержицкого (в дружеском кругу – Сулера) называли многие вахтанговцы и мхатовцы. В общении с ним нуждались Лев Толстой, Антон Чехов, Максим Горький… Без Леопольда Антоновича не было бы ни системы Станиславского, ни Вахтанговской студии.

Основанный на документах и письмах спектакль возвращает его светлое имя широкому кругу зрителей и обращается к началу великой истории.

Леопольд Антонович СУЛЕРЖИЦКИЙ (15 (27) ноября 1872 г.– 17 (30) декабря 1916 г.) театральный режиссёр, художник, педагог, общественный деятель.

Л.Н. Толстой сказал о нём: «Ну, какой он толстовец? Он просто – «Три мушкетёра», не один из трёх, а все трое!»

Он не учился ни актёрскому мастерству, ни режиссуре, но природная одарённость, тонкое понимание театра, мироощущение, сформировавшееся под мощным влиянием Льва Толстого, с которым он был близко знаком, незыблемые этические правила жизни, вера в доброе начало в человеке и понимание необходимости нравственного изменения себя и окружающего мира, сделали его человеком, оказавшим огромное влияние на К.С. Станиславского и формирование его методики, знаменитой системы работы актёра над собой и над ролью. Он был душой 1-ой студии МХТ, которая дала мировому театру таких гигантов как Михаил Чехов и Евгений Вахтангов. А для Вахтангова он стал главным учителем, определившим весь его творческий путь.

Сын переплетчика, Леопольд Сулержицкий, Сулер, как его называли близкие, рано выучился читать и запоем поглощал книги. Его образование – 4 года на живописном отделении Московского училища живописи, ваяния, зодчества. Неожиданных поворотов его жизни хватило бы не на одну судьбу. Он учил крестьян, два года был матросом, побывал в Японии, Китае, Индии, Сингапуре, Стамбуле. Организовал отправку духоборов в Канаду и их обустройство на новом месте. За отказ служить в армии (последователь Толстого, он был пацифистом) попал в психиатрическую лечебницу, затем на службу в самую южную точку Российской империи, Кушку, где подорвал своё здоровье, заработал нефрит, ставший причиной его смерти.

Сулержицкий подружился с А.П. Чеховым, М. Горьким, сблизился с МХТ, проявив недюжинный талант, стал режиссёром и помощником Станиславского, соавтором таких постановок, как «Синяя птица» и «Гамлет».

Преподавал в частной театральной школе А.И. Адашева, где познакомился с Евгением Вахтанговым. Именно Сулер способствовал превращению самоуверенного франта в глубокого, тонкого художника, настоящего строителя театра, воспитателя актёров, ставших блестящими мастерами и прославившими театр его, Вахтангова, имени.

Обладавший невероятным жизнелюбием, неиссякаемой энергией, весёлым юмором, он, по словам Горького родился, чтобы «праздновать бытие».

Идея создания спектакля принадлежит театроведу, научному сотруднику музея театра Маргарите Литвин. Автор сценической композиции — Елена Дунаева. Сценография и костюмы — Максим Обрезков. Музыкальное оформление — Николай Чермошенцев. Художник по свету — Михаил Хвастунов. Помощник режиссёра — Рогнеда Смирнова

В спектакле играют: Евгения Ивашова, Владимир Логвинов, Елизавета Палкина, Артём Пархоменко, Алексей Петров, Эльдар Трамов.