15 сентября в Администрации Президента РФ состоялась презентация фотовыставки «Образ Богородицы в Православной Церкви». Концепция выставки разработана АНО «Славься, Отечество!».

Открытие экспозиции сопровождалось ознакомительной экскурсией, которую провёл руководитель департамента религиозно-социальных программ АНО «Славься, Отечество!» В. И. Немыченков. Выставка приурочена к церковному празднованию 8 сентября (н. ст.) Сретения Владимирской иконы Богоматери, установленному в память о спасении Москвы от нашествия Тамерлана заступничеством Богородицы после молитв перед Её чудотворным образом, принесённым из г. Владимира-на-Клязьме.

Русский народ верит, что Россия находится под покровом Божией Матери. Образ Богородицы является частью нашего национального самосознания. Именно к Пресвятой Деве Марии обращались за помощью в трудные времена. Исход битвы на Куликовом поле (1380), выход из смутного времени (1613), победы в Отечественной войне (1812), Великой Отечественной войне (1941—1945) и в многих других — все они сопровождались всенародными молитвами перед иконами Богородицы. Именно Божия Матерь на протяжении всей истории помогала русскому народу защищать родную землю от врагов.

В Православной церкви почитание Пресвятой Девы Марии — земной Матери Сына Божия, ставшего человеком «нашего ради спасения» и вошедшего в историю с именем Иисуса Христа, — имеет давнюю традицию. Пророчества о Богородице содержатся в Ветхом Завете, некоторые сведения о её жизни находим в Евангелии. Подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание.
Первоначальными источниками внебиблейских сведений явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» («Протоевангелие Иакова», II в., Египет), «Евангелие детства» (II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV—V вв.). Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь признает достоверность ряда сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. Наряду с Евангелием они и послужили источником для создания христианской гимнографии (богослужебных текстов, акафистов, песнопений) и церковного изобразительного искусства.

На выставке представлены 33 высококачественные фоторепродукции православных икон Божией Матери.
Экспозиция начинается с репродукции иконы «Торжество Православия» — праздника, знаменующего победу иконопочитания над ересью иконоборчества, установленного в Византии в 843 г. (отмечается в первое воскресенье Великого поста): в верхней части иконы два Ангела придерживают на багряном престоле икону «Богоматерь Одигирия», а в нижней части святые отцы-защитники иконопочитания держат небольшой образ Иисуса Христа. Этим Церковь утверждает, что благодаря Деве Марии Сын Божий стал человеком, описуемым по Своей человеческой природе, а потому и изобразимым.
Во втором разделе представлены «Древнейшие изображения Богородицы» — репродукции некоторых настенных росписей из римских катакомб и древний образ Богоматери из монастыря св. Екатерины на Синае (Египет).
В третьем разделе приводятся примеры основных иконографических типов икон Богородицы: Оранта, Одигитрия, Умиление, Всецарица, Деисус (Деисис).
Четвёртый раздел посвящён праздникам в честь Богородицы. Здесь представлены репродукции икон, размещённые в хронологическом порядке церковного года, начинающегося 1 (14) сентября (далее даты приводятся по новому стилю). Двунадесятые и великие праздники: Рождество Богородицы (21 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), Введение Богородицы во Храм (4 декабря), Благовещение (7 апреля) и Успение (28 августа) Божией Матери. Праздники, в память о реликвиях, связанных с Богородицей: Положение Честной Ризы во Влахерне (15 июля), Положение Честного Пояса в Халкопратии (13 сентября). Как можно видеть церковный год заканчивается празднованием в честь Матери Божией.
Небольшой пятый раздел содержит три иконы, напоминающие о явлении Богородицы русским святым: святому благоверному князю Андрею Боголюбскому, преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому.
В заключительном разделе представлены иконы Богородицы, особо прославившиеся в русской истории помощью Божией подаваемой по заступничеству Божией Матери после молитв перед её иконами. Древние иконы XI—XVI веков: Смоленская, Владимирская, Рязанская (Феодотьевская), Донская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская. В новейшее время прославились иконы, написанные по описанию лиц, которым являлась Богородица. Это образы, связанные с событиями русско-японской войны (1904—1905) — «Порт-Артурская» («Торжество Пресвятой Богородицы», 1904), и Первой мировой войны (1914—1918) — «Августовская» (Августовско-Мариампольская, 1914). Репродукции названных икон также можно увидеть на выставке.

Выставка продлится до конца года.