28 февраля 2019 г. в Московском доме национальностей состоялась научно-практическая конференция «Эпоха Василия III в укреплении российской государственности».

Организаторами конференции выступили АНО «Славься, Отечество!» и Подворье Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье при участии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, РУДН, МПГУ, Аналитического центра св. Василия Великого и информационной поддержке общественно-политического журнала «Мужская работа».

На конференции обсуждались различные аспекты государственной деятельности и церковной политики великого князя Василия III; важнейшие идеологемы его эпохи; отношения Москвы с государствами Европы, Османской империей, Крымским и Казанским ханствами; драматические страницы в истории Москвы в нач. XVI в.; церковно-государственное и культурное значение надвратного образа «Спас Смоленский», многовековые традиции его почитания и многое другое.

С приветственными словами выступили председатель правления, генеральный директор АНО «Славься, Отечество!» Николай Кузнецов, заместитель директора ГБУ Московский дом национальностей Алексей Дрожжин и настоятель храмов Патриаршего Подворья в Зарядье протоиерей Вячеслав Шестаков.

В докладах участников научно-практической конференции был представлен образ эпохи Василия III. Эпохи без сомнения сложной, в чем-то противоречивой и во многом определяющей.
С обзорным докладом об эпохе Василия III выступил профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Володихин. Учёный отметил, что Василий III, продолжая отцовскую политику «собирания земель», успешно реализовал военно-политическую программу управления обширными территориями, в том числе путем создания единой системы обороны. Благодаря сформированной системе местничества, были предотвращены конфликты среди знати.
Доктор исторических наук Сергей Реснянский рассказал о значении греко-византийского наследия для России, в т. ч. в контексте эпохи Василия III, когда окончательно определился имперский характер государства. По словам учёного, византийская государственность подверглась необоснованной критике, в то время как «образ Византийской империи — один из базовых архетипов» российской истории, а «тема византийского преемства одна из основных».
Военный историк, кандидат исторических наук Сергей Пинчук отметил, что именно при Василии III была сформирована одна из ключевых идеологических компонент, а именно особая роль Православия в политике (в том числе внешней) государства. Также учёный отметил, что восточная политика Василия III развивалась в сложных условиях обострения отношений с Крымским и Казанским ханствами. Однако Василий III уклонялся от участия в антитурецких коалициях, стремясь установить с Османской империей союзнические отношения, что облегчало и взаимоотношения Москвы с Крымом и Казанью.
О «политическом богословии» времён Василия III, которое с особой силой выражено в наследии прп. Иосифа Волоцкого, в т.ч. в идее симфонии священичества и царства, единства церковных и государственных законов рассказал Старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого диакон Илья Маслов.
Научный руководитель Аналитического центра свт. Василия Великого Евгений Иванов рассказал о двух важных темах эпохи Василия III, имеющих особую актуальность сегодня: это автокефалия и концепция «Москва — Третий Рим», выражающая особое призвание Руси по хранению православной веры и сбережению христианских народов.
Именно в начале XVI века восстанавливаются отношения Руси с Константинопольским Патриархатом (в т. ч. посредством известного посольства 1518 г., в котором прибыл на Русь прп. Максим Грек). При этом Василий III занял жёсткую позицию и отверг претензии греков на церковное руководство над Русью, тем более что Константинополь, выражаясь современным языком, находился под властью иного геополитического центра.
Ответственный секретарь научного совета по религиозно-социальным исследованиям отделения общественных наук РАН Владимир Немыченков и кандидат искусствоведения Наталья Маркина рассказали историю создания и почитания надвратного образа Спаса Смоленского в Кремле. 500 лет назад решение любых вопросов политического, экономического, социального, военного, да и любого другого характера было немыслимо без молитвы. К почитаемой иконе тянулись паломники со всей Руси. Долгое время считавшийся утраченным в 2010 году образ был вновь обретен и возвращен на Спасскую башню для всеобщего обозрения.

Конференция позволила актуализировать память об эпохе Василия III, а также о сохранении связанного с этим культурного наследия — прежде всего, образа Спаса Смоленского.

По итогам конференции планируется издание сборника докладов участников.

Текст и фото Ильи Старикова