22 мая в Государственном историческом музее состоялся круглый стол «Эпоха великого князя Василия III: её значение в истории России и в музейной интерпретации», организатором которого выступили АНО «Славься, Отечество!» и Подворье Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье при информационной поддержке Союза журналистов Москвы, газеты «Славься, Отечество!» и общественно-политического журнала «Мужская работа».

На круглом столе выступили: доктор церковной истории, профессор кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Владислав Петрушко, профессор МПГУ Николай Асонов, генеральный директор аналитического центра «Катехон» Михаил Якушев, старший преподаватель философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Илья Вевюрко, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова, научный сотрудник Аналитического центра свт. Василия Великого Евгений Иванов, а также другие учёные.

В русской культурной памяти великий князь Московский и всея Руси Василий III (1479–1533) остается в тени своего великого отца, Ивана III, и сына, Ивана Грозного. Однако время правления Василия Ивановича (1505–1533) занимает особое место в истории России.

В этот период Московское государство уверенно заявило о себе на европейской арене как крупный политический и военный игрок. При Василии III наступил коренной перелом в отношениях России с Западом. До первой трети XVI в. Европа в лице Священной Римской империи рассматривала Россию как свой колониальный проект и активно пыталась включить ее в западный мир через католическую унию и пожалование Василию III титула короля из рук императора Священной Римской империи и римского папы. Однако русский монарх отверг такой «европейский выбор», что сделало его правление поворотным в отношениях России и Европы.

Восточная политика Василия III развивалась в сложных условиях обострения отношений с Крымским и Казанским ханствами. Однако Василий III уклонялся от участия в антитурецких коалициях, стремясь установить с Османской империей союзнические отношения, что облегчало и взаимоотношения Москвы с Крымом и Казанью.

Именно Василию III было адресовано знаменитое послание старца Филофея, положившее начало концепции «Москва – Третий Рим». Важными церковными событиями правления Василия III были споры между «нестяжателями» и «иосифлянами», а также отстаивание права Русской Церкви на автокефалию.

В годы правления Василия III были ликвидированы последние крупные уделы, окончательно присоединены к Москве Псковская земля и Рязанское княжество. В борьбе за наследство Древней Руси Москва отвоевала у Великого княжества Литовского Смоленск (1514), имевший важнейшее стратегическое значение.

Возвращение обширной Смоленской земли в состав русского государства после более чем векового перерыва стало одним из главных военно-политических достижений Василия III. Оно было отмечено строительством обетного храма Спаса Смоленского на Красной площади Москвы, а также возведением Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря (1525). Со Смоленским взятием 1514 г. и спасением Москвы во время Крымского набега 1521 г. предание связывает надвратный образ «Спас Смоленский» на Спасской башне Московского кремля, считавшийся утраченным в советский период, но обретенный в 2010 г.

На круглом столе были обсуждены следующие темы:
– жизнь и деятельность великого князя Василия III (1479–1533). Собирание и объединение русских земель, централизация и государственное строительство. Внешнеполитическая деятельность. Церковная политика и важнейшие идеологемы эпохи;
– Русь как преемница Византии. Послания старца Филофея Василию III. Возникновение концепции «Москва — третий Рим»;
– эпоха великого князя Василия III в музейных коллекциях и отражение эпохи великого князя Василия III в топонимике Москвы;
– надвратный образ на Спасской башне Кремля как церковно-государственный памятник истории и искусства (гипотезы, исторические свидетельства, история обретения и восстановления).

После заседания круглого стола участники смогли осмотреть экспозицию ГИМа , посвященную обсуждаемому периоду отечественной истории, познакомиться с экспонатами и памятниками того времени.

Фото Ильи Старикова